Регистрация

Методики обучения чтению

Методики обучения чтению

Любой сознательный взрослый человек, имеющий ребенка, однажды задумывается над тем, каким образом развивать своего малыша. Если пришла пора учить его читать, то мамы и папы сталкиваются с достаточно широким выбором. Среди огромного многообразия популярных и не очень методик необходимо сделать остановиться на правильном, наиболее вам подходящем.

Никакие друзья, соседи, бабушки и дедушки и даже преподаватели в детских развивающих центрах не могут знать вашего ребенка лучше, чем вы сами, а поэтому и весь груз ответственности за правильно принятое решение ложится на мам и пап. В связи с этим прежде чем обратиться к какой-то конкретной методике, взрослым и сознательным родителям приходится изучить огромное количество научных книг, познакомиться с новыми терминами и прочитать многочисленные отзывы людей, уже испробовавших на себе и своих детях конкретную методику.

В этой статье представлен краткий обзор наиболее популярных методов и подходов к обучению чтению малышей с самого раннего возраста.

rebenok-smeetsya.jpgВ зависимости от способа подачи материала можно выделить фонологический, лингвистический или фонетический метод обучения. Разница заключается в способе представления материала и тех игровых ситуациях, которые предлагаются вниманию ребенка. В чем же заключается сущность этих методов?

Что касается лингвистического подхода, он основан на знаниях о строении и природе языка. Родители, выбравшие методику, которая базируется на подходе лингвистическом, стараются обучить свое чадо максимально возможному количеству слов. Выбираются при этом именно те лингвистические единицы, которые одинаково слышатся и пишутся. Благодаря подобному подбору ребенок знакомится с соответствием, устанавливающимся между звуками и буквами. Среди методик можно выделить методы целых текстов и целых слов, основателем которой принято считать Г.Долмана.

Алфавитный принцип является основой для подхода фонетического, где обучение ребенка начинается со знакомства с тем, как правильно произносить звуки и буквы, после чего эти единицы складываются в слоги, а позже и в слова. Именно этот подход принято использовать в средних общеобразовательных школах. Среди наиболее популярных методов фонетического подхода можно выделить метод Монтессори, Мура, внутренней или систематической фонетики.

Третий, фонологический подход базируется на слогах и складах, так называемых, фонемах, которых в нашем родном русском языке не так уж и много. Подобный подход к обучению основам чтения считается в настоящий момент самым эффективным. Причина тому кроется в естественности этого процесса, соответствующей динамике развития человека. Обратите внимание хотя бы на тот факт, что в процессе освоения речи ребенок прежде всего осваивает именно слоги, а не слова или буквы. Среди наиболее популярных методов этого подхода можно выделить картинки и кубики Зайцева, метод Воскобовича или Буракова.

Итак, каково же содержание представленных методик? Рассмотрим каждую из них по порядку.

Sekretyi-obucheniya-chteniyu.jpgМетод Долмана является самой известной системой обучения малышей чтению фонетическом подходе. Метод предполагает написание различных слов на специальных карточках. Предполагается, что после многократного знакомства с той или иной карточкой, подсознание ребенка навсегда запомнит представленное слово, самостоятельно выводя основные правила чтения. Трудоемкость данного метода является сильнейшим недостатком. Помните, что русский язык красив и богат, и даже для начала ребенку необходимо будет выучить очень много слов, а это значит, что маме и папе придется провести много времени, подготавливая заветный учебный материал. Не всегда труды родителей наталкиваются на понимание ребенка. Большинство деток отказываются от такого увлекательного занятия как рассматривание не очень привлекательных кусочков картона.

Метод Мура также хорош лишь для некоторых малышей. Он основан на использовании специальных интерактивных пособий – говорящих печатных машинок или книжек, которые произносят все буквы и знаки препинания. Стоит ли говорить о том, что составить слово ребенку, выучившему буквы таким способом на практике оказывается заданием не из легких.

Благодаря Зайцеву для многих семей настоящим открытием стала система обучения, основанная на знакомстве не с буквами и не со слогами, а с фонемами. Каждая из рассматриваемых единиц может состоять как из пары буквы, чаще всего гласной, стоящей после согласной, или же из буквы согласной в сочетании с твердым и мягким знаком. Зайцев не только предложил начинать со слога в процессе обучения, но и предложил нашему вниманию совершенно особый дидактический материал – кубики, каждая грань которых содержит изображение того или иного слога. Все они окрашены в разные цвета и издают различные звуки, что позволяет ребенку ориентироваться среди мягких, твердых, звонких и глухих звуков. Единственный недостаток представленного метода – необходимость приобретения этих заветных кубиков, а также подготовки к занятиям с ребенком.



Комментарии

Добавить комментарий