Регистрация

Особенности детского воспитания в Японии

Особенности детского воспитания в Японии

Когда в семье появляется ребенок, некоторые родители задаются вопросом – как же его воспитывать? Как сделать так, чтобы из этого маленького комка счастья получился полноценный член общества? Мы стремимся воспитать счастливого и успешного человека, который с улыбкой и бесстрашием смотрит в будущее, адекватно оценивает себя и свои силы, доверяет родителям и уважает их и при всем при этом обладает высокой самооценкой. Как добиться такого результата для многих большая загадка. Именно поэтому мы стремимся узнать об опыте других людей, о механизмах воздействия на ребенка, которые оказываются действенными.

Если в советское время в нашей стране и существовали какие-то правила и модели воспитания, то сейчас такого понятия просто не существует. Каждый родитель ведет себя так, как ему подсказывает сердце, опираясь лишь на советы друзей и родных, а также на модели, применяемые в других странах.

Пожалуй, самым ярким и выдающимся является процесс воспитания детей в Японии. Здесь совершенно особый подход к ребенку. Пока малыш не достигнет пятилетнего возраста, его ограждают от всяческих проблем, бытовых дел, взрослых решений и так далее. До пяти лет с ним нянчатся и потакают всем желаниям и капризам.

Как только ребенок переступает через этот рубеж, отношение взрослых к нему кардинально меняется. Теперь он не то что не имеет права командовать, он должен тяжело трудиться. Положение ребенка в этот период чем-то напоминает положение раба. Так продолжается на протяжении десяти лет. За это время ребенок осознает свое место в обществе, понимает, что он такой же, как и все остальные. Понимание этого факта помогает ему в дальнейшем выжить во взрослом мире.

Итак, первый год жизни является чуть ли не самым лучшим. В это время женщина старается оградить малыша от всевозможных запретов и ограничений и наладить и укрепить свою с ним связь. Как только малыш рождается, кусочек пуповины отрезается, высушивается и остается на память. Этот памятный элемент хранится в деревянной коробочке, на которой написано имя матери и дата родов.

Все двенадцать месяцев мать и дитя неразлучны. Он ест тогда, когда ему этого хочется и практически не спускается с материнских рук. В японской одежде даже предусмотрены специальные вставки, позволяющие женщине носить своего отпрыска спереди или сзади, в зависимости от его желания. Любые причины для плача очень быстро устраняются чуткой мамой, а в душе ребенка устанавливается покой и гармония во взаимоотношениях с единственно важным человеком на свете – матерью.

До того как малышу исполнится пять лет, его жизнь напоминает сказку. Он не ограничен запретами и волен делать все, что придет ему в голову. Если же случается какая-то неприятность, то его не просто не ругают, но еще и просят прощения за то, что не смогли уберечь от опасной ситуации.

Как бы там ни было, но воспитание мальчиков и девочек значительно отличается в Японии. Поскольку основная роль мужчины – быть добытчиком и опорой семьи, то его учат различным навыкам, а после основных занятий они посещают обучающие курсы. Девочка же хранительница очага, которая должна следить за домом и воспитывать детей. Ей привьют навыки шитья, основы кулинарии и правила уборки. Однако свое свободное время она вправе проводить так, как ей захочется и вместо всяких курсов вполне может погулять с подружками.

В отличие от представителей других национальностей, японские дети не знают что такое крик родителей или же физическое наказание. Самое страшное, чем их может напугать взрослый человек – это отчуждение. Для человека, воспитанного в обществе, где высшей целью своего существования каждый представитель считает служение социальной группе, самое страшное для ребенка- нежелание близких людей вступать в общение с ним. Дети в этой стране не могут представить себя в одиночестве, вне общества, именно поэтому подобная мера является там столь эффективной.

Поскольку в Японии у каждого человека есть своя конкретная роль, то женщины должны придерживаться правила, в соответствии с которым основная их цель и смысл жизни – семья и дети. В соответствии с заведенными традициями, пока ребенок не достигнет трехлетнего возраста, он должен находиться в семье, рядом с матерью. Если же это правило нарушается, и ребенка отправляют в ясли, женщина подвергается упрекам и общественному осуждению, поскольку она поставила свои интересы выше общественных.

Когда приходит время посещения садика, малыш сталкивается с необходимостью социального общения. Детей делят на небольшие группы по шесть-восемь человек, внутри которой они должны научиться общаться, преодолевать различные проблемы и выходить из конфликтов. Если же у ребенка не получается ужиться с членами одной группы, его переводят в другую, но никогда взрослые не вмешиваются в отношения между детьми, поскольку только самостоятельный опыт позволит научиться решать проблемы, возникающие во взрослой жизни. Воспитателей же очень часто меняют, чтобы у детей не появлялось сильных привязанностей.

Какова цель воспитания ребенка в Японии? Основная задача родителей – вырастить такого члена общества, который не будет выделяться из толпы. Поскольку ценнейшим качеством человека там считается подконтрольность системе, то любые отклонения от общепринятых правил и норм поведения считаются недопустимыми и подвергаются насмешкам и оскорблениям.

Можно ли подобное отношение к детям считать преимуществом их образовательной системы? Сложно сказать. Однако у такого подхода точно есть слабое звено. Вместо того чтобы поощрять таланты, система выращивает однородную человеческую массу, подавляя все желания и стремления достичь каких-то особенных целей. В последние годы подобный подход и отношение к личности вызывает все больше протестов со стороны подростков, который с агрессией реагируют на правила, установленные старшими поколениями.



Комментарии

Добавить комментарий