Регистрация

Сенситивные периоды развития

Сенситивные периоды развития

Многие ученые утверждают, что обучение ребенка после шести лет развития даст очень маленькие результаты и дело здесь не в отсутствии желания, а в том, что мозг любого человека развивается в первые четыре года на пятьдесят процентов от всего того интеллекта, который будет приобретен в течение жизни. В связи с этим становится понятно, что потратив впустую эти годы, мы лишаем наших малышей множества возможностей.

С одной стороны это печально, но с другой стороны, если ваш малыш еще не перешагнул эту границу шестилетнего возраста, у вас еще есть шанс развить его основные навыки и привить играючи те умения, которые обязательно пригодятся ему в жизни.

Самое важное для любящих родителей – помнить о существовании периодов, в течение которых та или иная информация усваивается малышом быстро и непринужденно, и знать о том, когда они начинаются и заканчиваются. Кроме того, следите за развитием своего ребенка, наблюдайте за ним. Все возрастные рамки – это лишь приблизительные значения, каждый ребенок индивидуален и только он может вам показать, что пришло время действовать. Для того чтобы обучать его совершенно необязательно ждать, пока он станет взрослым. Сейчас все дается детям очень легко и играючи, а став старше он просто потеряет интерес к обучению и не захочет, чтобы вы его воспитывали и чему-то обучали. Подобные взгляды родителей приводят к множеству проблем, как в раннем школьном возрасте, так и в подростковом периоде.

Для того чтобы избежать всех возможных проблем, обратите внимание на сенситивные периоды, которые были выделены Марией Монтессори.

Наблюдая за развитием детей, она сделала вывод о существовании своеобразных окон возможностей, в течение которых ребенок может очень легко и быстро получить какой-то навык.

Подобные периоды уникальны и универсальны одновременно. Они есть у каждого ребенка, вот только проходят по-разному. Время, когда они начнутся, закончатся, и сколько будут продолжаться можно предсказать, однако то, как они проходят, зависит от личности ребенка. Помните, что если такое окно возможности закончилось, то его уже не вернуть и время, которым вы не воспользовались ушло безвозвратно. Никто не знает, почему так происходит, возможно, из-за развития отделов головного мозга в разные периоды жизни.

Хуго де Вриз, голландский генетик, ввел в обиход термин «сенситивные периоды», которые характерны не только для людей, но и для животных. Очень важно уметь определять, какой из периодов сейчас проходит у вашего ребенка. Каким-то образом повлиять на продолжительность и время возникновения периодов невозможно, зато родители могут эффективно их использовать, ведь в это время информация воспринимается и усваивается очень легко.

Количество этих периодов – спорный момент, различные ученые выделяют от трех до одиннадцати периодов. Монтессори предлагала выделить шесть из них – периоды развития речи, порядка, сенсорного развития, развития двигательных навыков, чувствительности к микромиру, социального воспитания.

  1. Период развития речевых навыков продолжается до шести лет. Очень важно стимулировать речевые центры ребенка в этот период, потому что в обратном случае могут возникнуть дефекты, которые сохранятся на всю оставшуюся жизнь. Когда начинать? Начинать можно уже во время внутриутробного развития, поскольку закладка языка происходит с того момента как ребенок начинает различать звуки.

  2. IMG_4854.jpgПорядок. Именно к нему стремятся малыши в возрасте от года и до достижения трех лет. До этого момент мир представляется малышу как хаос, но постепенно он превращается в своеобразную систему, где все должно быть понятно и гармонично. Порядок в этой системе играет едва ли не решающую роль, поскольку он вселяет спокойствие и уверенность, помогает бороться с неопределенностью и хаосом такого большого мира.

    При этом порядок должен быть абсолютно во всем - в окружающей его среде, в отношениях с близкими людьми, в совершаемых действиях, во времени и ритме дня.

  3. Период сенсорного развития заканчивается приблизительно в четыре года. За этот период малыш должен научиться видеть, различать, вслушиваться, пробовать на вкус, чувствовать запахи и так далее. Ребенок должен научиться различать предметы и определять присущие им качества.

  4. Развитие двигательных навыков начинается приблизительно в полтора года и длится два с половиной года. В это время ваш малыш будет очень много двигаться- прыгать, бегать, рисовать, писать, хватать… Все это развивает мелкую и крупную моторику.

  5. Чувствительность к маленьким предметам появляется в полтора года и длится около года. Это время, когда малыш интересуется мелкими предметами, учится ими манипулировать и все эти действия доставляют ему удовольствие.

  6. Социальное воспитание. Это время с двух с половиной и до шести лет ознаменовано формированием эмоциональной сферы и осознания, что он – часть социума.



Комментарии

Добавить комментарий