В самом начале своей преподавательской деятельности автор методики оказывается в ситуации, когда она вынуждена работать с материалами, которые уже были созданы на тот момент. Все это не удовлетворяло молодого специалиста и в конце концов она осознала необходимость создания собственной материальной базы.
Все дело в том, что среда является не только местом, в котором имеются развивающие игры и материалы, или где собирается несколько детей. Среда – это уникально организованное пространство, где тепло, уютно и комфортно. Здесь нет парт, и ученики делают то, что им интересно, сидя прямо на полу, подстелив коврик, который специально предназначен для этих целей, или же сидя на стульчике за столом. Мебель для классов подбирается специально, с учетом всех особенностей методики – полочки вешаются на уровне, удобном для малышей, ставятся шкафы, которые соответствуют росту учеников, а стулья очень легкие и удобные, в случае необходимости их можно легко перенести из одной части комнаты в другую. Для того чтобы дети могли поливать цветы без помощи взрослых, они ставятся на низкие подоконники, а картины вешаются на уровне глаз детей. В классе обязательно есть живой уголок или аквариум для того, чтобы малыши знали, что рядом есть животные, нуждающиеся в их внимании, помощи и заботе, деток с раннего детства приучают к тому факту, что за окружающими людьми, животными и вещами необходимо ухаживать.
Полки, которые весят невысоко, забиты дидактическими материалами, книгами и играми, а в центре зала на полу начерчена линия, имеющая форму овала. Зачем она нужна, спросите вы. Ответ прост – эта линия используется для физических упражнений.
Иногда класс, организованный подобным образом сравнивают с маленькой моделью мира, ведь здесь абсолютно все логично, целесообразно, просто и в то же время удобно, красиво и выверено. Ребенку интересно здесь находиться, потому что подобная организация пространства будто бы сама приглашает малыша к познаниям, новым открытиям, интересным играм и экспериментам.
Не стоит думать, что среда ограничивается теми предметами, которые здесь расположены, это далеко не так. В ходе обучения обязательно учитывается и социальная среда, ведь жизнь группы отражает все происходящие изменения – праздники и различные события, смена времени года или день рождения учеников. Все дело в том, что среда не является застывшей схемой, она развивается, меняется, растет, и ее динамика полностью соответствует развитию детей, которые обучаются в классе.
Не стоит думать, что дети различных возрастных групп имеют одну и ту же среду, это совершенно не так. В методике Марии Монтессори дети делятся на соответствующие группы, для каждой из которых используется свое собственное оборудование и обучающий материал.
Первая группа носит название «тоддлер». Здесь занимаются с малышами с самого рождения и до того момента пока им не исполнится три года, но даже эта группа делится на две части – до четырнадцати месяцев и после.
Далее идет праймери, здесь учатся ученики от трех до шести лет; элементари – от шести и до двенадцати. Не удивительно, что в соответствии с потребностями детей создается и актуальная среда, которая постоянно находится в движении, меняется и дополняется.
Поскольку в нашей стране большинство родителей и педагогов настроены на традиционные методы воспитания, то не удивительно, что групп для малышей в возрасте до четырнадцати месяцев здесь практически нет. Но все-таки они имеются, и основная трудность, с которой пришлось столкнуться создателям этого заведения – отсутствие материала, который может использоваться для достижения намеченных целей, поэтому большинство дидактических материалов и игрушек им пришлось делать самостоятельно. Стоит обратить внимание на то, что в этом возрасте основная цель развития – усовершенствовать зрительное восприятие, слуховые, тактильные чувства и зрительно-моторную координацию. Поэтому простое использование погремушек в качестве основных игр малышей абсолютно здесь не уместно. Важным является все, что окружает ребенка – это и изображения на картинах, это и цвет и звук , который издают мобили. Все, что окружает детей должно способствовать развитию чувств и внимания.
Не удивительно, что ребенок более старшего возраста , скорее всего, не заинтересуется всем тем, что окружает малыша, который только знакомится с окружающим его миром. Однако опытные педагоги постоянно следят за динамикой развития подопечных и корректируют предметы, находящиеся в классе, в соответствии с достигнутыми результатами.