Регистрация

Свобода выбора

Свобода выбора

Если вы предоставите своему малышу право на самостоятельный выбор продолжительности занятий и того вида деятельности, который для него наиболее интересен, вы получите замечательные результаты. Многих удивляет, что уровень интеллекта выпускников Монтессори групп, которым приходит пора отправляться в школу, соответствует третьему классу, а процесс обучения представляется им забавной и легкой игрой.

Как же основательница теории пришла к выводу о том, что детям необходимо предоставить свободу выбора? Все очень просто. К подобному выводу ее подтолкнула простая жизненная ситуация в том самом «Доме ребенка», в котором ей пришлось работать некоторое время.

Случай был вполне обычный – преподаватель опоздал на занятия. Что же делали ученики, когда учитель наконец-то появился? На удивление, они занимались теми материалами, которые им были доступны. Несмотря на тот факт что ситуация разозлила педагога, она позволила Марии Монтессори сделать одно из важнейших открытий. Класс, в котором проходят занятия, должен быть организован таким образом, чтобы дети могли самостоятельно брать и изучать интересующие их предметы и игры, а для этого необходимо наличие низких полок и открытых, не запирающихся стеллажей, а материалы должны соответствовать уровню развития, а значит, быть интересными для малышей. И самое главное – ребенок должен иметь возможность воспользоваться именно тем дидактическим материалом, который вызывает у него наибольший интерес!

Многие мамы никак не могут свыкнуться с мыслью, что ребенок – это отдельный организм, который имеет полное право на собственные предпочтения, на выбор именно того окружения, в котором он будет чувствовать себя гармонично и комфортно. Причем здесь речь идет не только об играх, но и о друзьях, игрушках, одежде, еде и любимых занятиях.

Здесь у родителей обычно возникают проблемы с определением того времени, когда ребенку можно доверить право выбора. На самом деле многое в этом вопросе зависит именно от вас. Как только вы будете готовы, не тяните, внедряйте в жизнь малыша право выбора. Поскольку выбор должен быть осознанным принятием решения, ребенок должен осознавать все последствия и всю ответственность за свое решение, то его мозг должен для этого достигнуть определенного уровня зрелости.

Конечно же, существует множество мнений и точек зрения. В зависимости от того, к какой группе родителей относится человек, его мнение касательно данного вопроса может быть положительным или отрицательным.

Существуют родители осторожные, которые считают, что ребенок еще не обладает достаточным жизненным опытом, навыками, знаниями и умениями, чтобы справиться с агрессивной, зачастую враждебно настроенной окружающей средой.

Других же родителей можно назвать продвинутыми или равнодушными. Здесь стоит очень серьезно вникнуть в суть теории и понять, что предоставить ребенку свободу – совершенно не означает, что вы должны оставить его без внимания. Свобода ребенка лишь относительна, ведь отсутствие каких-либо ограничений может привести к плохим последствиям.

Для того чтобы свобода не стала для ребенка внезапно свалившимся «счастьем» в момент совершеннолетия, когда подросток совершенно не знает, как с ней обращаться, родители должны заранее позаботиться о том, чтобы научить ребенка отвечать за последствия своих действий.

Очень легко это сделать в специальной развивающей среде, которая сама по себе будет ограничена, но при этом в рамках указанного пространства малыш волен делать то, что считает нужным и интересным.

Конечно же, встречаются и такие родители, которые считают, что точно знают обо всех потребностях своего малыша. На самом же деле лучше ребенка никто не может знать о том, что ему необходимо. Создавая для него среду, запомните, что ограничить его, конечно же, необходимо. Но прежде чем чего-то требовать не забудьте установить ограничения и правила. Их должно быть немного, пусть это будет только то, что в действительности может угрожать здоровью и жизни. Требуйте неукоснительного исполнения правил, а в остальном предоставляйте полную свободу выбора.

Старайтесь не заставлять ребенка, а предлагать ему выбор, чтобы у малыша всегда оставалась возможность принять решение самостоятельно. Поскольку вы взрослый, то вам несложно будет применять некоторые простые приемы. Например, если ваш малыш отказывается чистить зубы, купите две щетки и задайте ему вопрос «Какой щеткой ты воспользуешься – синей или зеленой?» Поняв, что он сам вправе решать, ребенок с радостью выберет щетку и приступит к гигиеническим процедурам.





Читайте также

Комментарии

Добавить комментарий