Регистрация

Задержка речевого развития у ребенка

Задержка речевого развития у ребенка

Каждому родителю хочется, чтобы их малыш был самым умным, самым красивым, самым успешным и так далее. Однако иногда приходится сталкиваться с различного рода проблемами. Одна из них – это проблема речевого развития, важность которого очень сложно переоценить. Характеристика общего психологического развития напрямую зависят от того, как развивается речевая функция. Ведь от речи зависят и коммуникативные навыки, и способность к конструктивному общению и получение, и закрепление познавательных навыков.

Не зря говорят, что ребенок начинает слышать, еще находясь в утробе матери. Именно в этот период закладываются зачатки фонематического слуха. Ученые обнаружили, что даже крик младенцев очень сильно различается в разных странах. Означает ли это, что русские дети плачут по-русски, а американские – по-английски? Вполне возможно.

Начиная с самого раннего возраста, малыш учится фонемам, что в дальнейшем поможет ему правильно выговаривать звуки, слоги и слова. Со временем накапливается багаж знаний, увеличивается запас слов, но вот применять их правильно у ребенка не всегда получается, ведь маленькому человечку очень сложно выражать свои мысли с использованием сложных законченных фраз. После того как малыш научится говорить простейшие фразы, начинается период освоения грамматики и лексики родного языка, что и приводит к полноценной и осмысленной речи.

Врачи недаром рекомендуют беременным женщинам разговаривать с ребенком, который находится в животике. В этот период у малыша формируется представление о речи, закладываются правила ее построения и возможность воспроизведения. Это кажется удивительным, но ребенок, находящийся в утробе матери уже с легкостью дифференцирует и распознает голоса, умеет различать интонации, откликается на знакомую речь шевелением и толчками.

Несомненно, в способности ребенка к нормальной правильной речи огромную роль играет речь взрослых, пассивно слушая которую он повышает свое понимание лексики. Взаимоотношения между родителями, психологическая обстановка, связь с близкими, которая может быть как эмоциональной, так и тактильной, очень сильно влияют речь малыша.

В первые двенадцать месяцев жизни ребенок слушает своих близких, запоминает слова и пытается их повторять. Мало у кого это получается, но вот багаж знаний в этом возрасте представляет собой пару десятков слов, которые ребенок усвоил уже очень хорошо.

На втором году жизни словарный запас постепенно расширяется – в него добавляются названия предметов, которые окружают ребенка. Нередко можно услышать, что называя какой-то предмет, малыш произносит лишь часть слова. Это связано с чрезмерной сложность названия, что делает его труднопроизносимым. Если ребенок может называть одним словом несколько предметов, его речь называется автономной. Лишь только ближе к восемнадцати – двадцати четырем месяцам в речи ребенка могут появляться слова, обозначающие действие, а не предмет.

Нормальная, связная речь формируется только ближе к трем – четырем годам. Это происходит при условии нормального развития ребенка. Овладеть речью достаточно тяжело, поэтому малышу постоянно нужны живые примеры, наглядные образы и помощь родителей. К этому возрасту, ребенок уже умеет произносить фразы, которые позволяют доносить до мамы и папы его желания. Предложения очень простые, но законченные и правильные. Он может использовать утвердительные предложения, но и задавать вопросы. Конечно, не стоит ожидать от малыша идеально правильного сочетания слов, вполне могут встречаться ошибки как грамматические, так и смысловые, но это является вариантом нормы и не требует особого внимания. Если говорить о словарном запасе, то к четырем годам он составляет уже порядка тысячи слов.

Конечно, встречаются ситуации, когда малыш не реагирует на окружающий мир лепетом или гулением. Если этого не произойдет до года, то у родителей есть очень веские основания для беспокойства и для посещения специалистов. Молчание должно насторожить взрослых. Также стоит обратить внимание на правильность произнесения звуков и на умение построения предложений в четырехлетнем возрасте.

Стоит отметить, что обнаружить задержку в речь можно лишь к четырем годам, но в этом возрасте уже очень тяжело проводить коррекцию. Чем раньше вы начнете борьбу за правильную речь, тем больших и более быстрых результатов сможете достичь. Однако даже если задержка была диагностирована лишь на четвертом году жизни, то не отчаивайтесь, а приложите максимум усилий для ее коррекции, ведь при правильном подходе ребенок может очень быстро догнать своих сверстников, и будет ничуть не хуже их. А вот по достижении пяти лет что-либо исправить уже практически невозможно.

Почему же может появиться задержка речевого развития?

Причин для этого может быть множество. Это могут быть физические факторы, например нарушение слуха, заболевания мозга, замедленное развитие нервных клеток. Еще одной немаловажной причиной называют педагогическую запущенность. Такое возможно в случае, если ребенок не получает должного внимания, любви и заботы, и взрослые не считают нужным с ним заниматься и развивать.

Причины задержки речи выявляются с помощью таких специалистов как психолог, невролог и логопед. Иногда требуются лишь занятия с педагогами, а иногда – серьезное лечение.

Как бы то ни было, каждый родитель должен понимать, что сам по себе ребенок не научится разговаривать – с ним необходимо заниматься, играть в игры, добиваться повторения звуков. Общаться нужно постоянно, а не только во время занятий. Очень действенно, когда мама или папа показывают на какой-то предмет, произносят его название и просят малыша повторить это слово.





Читайте также

Комментарии

Добавить комментарий