Регистрация

Маленькие манипуляторы

Маленькие манипуляторы

В чем проигрывают родители

Среди родителей широко распространено одно коварное заблуждение: лучше уступить капризам ребёнка, это же такая мелочь. Поддавшись этому ошибочному мнению и успокаивая себя таким образом, мамы и папы скрывают своё истинное отношение к происходящему – на самом деле им просто лень что-то менять, прикладывать какие-то усилия, настаивать на своём. Вместо того, чтобы выработать и применить четкую модель воспитания, что, конечно требует серьёзного подхода, родители предпочитают отпустить ситуацию, надеясь, что потом как-нибудь всё само рассосётся, и малыш сам по себе вырастет прекрасным человеком. Не рассосётся, поверьте обширному педагогическому опыту человечества. Вы уступили – и маленький человечек почувствовал свою силу над человеком большим, что развращает ребёнка, и не позволяет выстроить уважительные отношения в семье.

В чем проигрывает ребёнок

depositphotos_1901100_s.jpgРебёнок усваивает, что получать желаемое, используя истерики, капризы, ложь, лицемерие, можно легко и быстро. Такая модель поведения закрепляется и становится чертой характера. Во взрослой жизни ребёнка, который так и не научился равноправным отношениям, ждут серьёзные проблемы. Посторонние люди уже не кинутся исполнять желание по первому требованию и даже могут дать отпор, к чему подросший манипулятор не готов. Здесь уже капризы и истерики не помогут, что остаётся делать? Возможно два варианта развития событий: манипуляции переходят на взрослый уровень (каждый сталкивался с такими неприятными людьми) или происходит разочарование в жизни: «Я никому не нужен», «Все люди звери», «Меня никто не понимает».

С чего всё начинается

В основе манипулирования лежат естественные процессы развития человека. Для изучения окружающего мира нужно его потрогать, исследовать, изучить, а потом проанализировать результаты взаимодействия и скорректировать поведение. Так же поступает и малыш, прощупывая почву взаимоотношений с родителями. Заплакал и сразу же получил желаемую конфету? Повторил еще не раз и результат тот же? Отлично, теперь так и буду делать! Родителям, которые поддались на слёзы ребёнка, пожалев его или захотев просто отвязаться, со временем надоедает наблюдать истерики, и они начинают отчитывать малыша, сердиться, раздражаться и решают наконец-то «взяться за воспитание». Ребёнок недоумевает: почему раньше на плач была одна реакция, а теперь другая? Непорядок! С этим миром что-то не так! Продолжаем капризничать, так как больше ничего не умеем. Дело в том, что для гармоничного развития ребёнку требуется постоянное сопротивление, потакая малышу во всём, взрослые препятствуют развитию его способностей, волевых качеств, социальных навыков.

Разрабатываем систему воспитания

  1. marionette.jpgНачинайте как можно раньше. Дети проявляют чудеса манипулирования уже в младенческом возрасте. Многие мамы считают, что должны целиком и безраздельно принадлежать своему ребёнку. И чувствуют себя виноватыми, если вынуждены работать, уделять время другим членам семьи, не говоря уже о развлечениях и хобби. Потом любимой фразой таких женщин становится «Я ему всю свою жизнь посвятила, а он…», на что подросшее дитя вполне резонно может ответить: «А я не просил». Конечно, обязанностей у родителей много, но личную жизнь еще никто не отменял.

  2. Не покупайтесь на умилительные заявления малыша: «Моя мама! Мой папа!» - это отнюдь не говорит об огромной любви вашего ребёнка – маленький тиран хочет сделать вас своей собственностью.

    Не пропускайте ни одну попытку манипулирования – реагируйте на любую мелочь! Не откладывайте решение проблемы на потом в более удобное, как вам кажется, время. Удобно здесь и сейчас.

    Ваши высказывания должны быть просты и понятны для ребёнка. Часовые философские рассуждения на тему «что такое хорошо и что такое плохо» здесь не годятся. Во время истерики, по возможности глядя ему в глаза, ровным и четким голосом дайте ответ на его требования. Например, если малыш требует достать с верхней полки вон ту блестящую штуку с кнопочками, разъясните ему, что это папин телефон, который не предназначен для игры. Если малыш продолжает истерику: топает, кричит, раскладывается «звёздочкой» на полу – прекращайте разговор и выходите из комнаты. Важно дать ребёнку понять, что вы не намерены продолжать общение в таком тоне. И помните, что жалость здесь плохой помощник. Вступайте в контакт только после того, как ребёнок успокоится, а в лучшем случае заговорит с вами первым. Не перегибайте палку – устраивать продолжительный бойкот не нужно.

    Будьте ребёнку другом, партнёром - не общайтесь с ним свысока. Отбросьте сюсюканье, упоминание о себе и о самом малыше в третьем лице – есть только «ты» и «я».

  3. Уважайте личное пространство ребёнка – пусть у него будет своя территория – часть комнаты или комната целиком, где он будет чувствовать себя хозяином. Так вы научите ребёнка уважать и ваше пространство.

  4. Используйте очень действенный приём предоставления выбора. Не говорите: «Быстро кушать!», используйте выражения типа «Что ты будешь кушать – кашу или вареники?» или «Ты, конечно, можешь остаться у себя в комнате, но мы с папой хотели бы поужинать с тобой вместе».

Обобщим: не давайте ребёнку манипулировать вами, но и не давите на него. Сами поверьте в то, что ваш малыш независимая личность.



Комментарии

Добавить комментарий