Регистрация

Общение со сверстниками

Общение со сверстниками

Известно, что до трёх лет ребёнку достаточно общения с родителями, но как только малыш начинает ходить в детский сад, в его жизни появляются другие дети. Процесс взаимодействия между малышами иногда может привести к негативным последствиям. Ребёнок, так и не научившийся находить общий язык с окружающими, во взрослом возрасте получает множество проблем. Как этого избежать?

20140127_175407.jpgДля начала необходимо объяснить ребёнку элементарные правила существования в социуме. Расскажите малышу о том, что нужно уметь договариваться, об отзывчивости и взаимопомощи, об умении делиться. Причем только рассказать – это мало, необходимо своим поведением демонстрировать ребёнку образец для подражания, ставить перед ребёнком конкретные практические задачи. К примеру, предложите позаботиться о другом ребёнке, который упал на ваших глазах и разбил коленку. Подскажите ребёнку, что нужно делать в такой ситуации – помочь подняться, отряхнуть, пожалеть. Учите ребёнка считаться с желаниями других – объясните, что песочница (качели, карусели и т.п.) общие, что необходимо иногда уступить, чтобы потом уступили тебе. Часто возникают конфликтные ситуации, когда детей больше чем интересных с точки зрения детей предметов (игрушек) – каждый ребёнок считает, что игрушка должна принадлежать именно ему. Объясните малышу, что у другого ребёнка тоже есть желание поиграть, переключите внимание на что-то другое. Только обязательно отрегулируйте ситуацию так, чтобы всё получилось по справедливости, ребёнок не почувствовал обиду, сам принял решение уступить. В противном случае у малыша может закрепиться негативное отношение к другим детям, что породит серьёзные межличностные проблемы в будущем.

Что это могут быть за проблемы?

  1. Агрессия.

    Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал ситуацию, когда малыши-трёхлетки, сидя в песочнице, колотят друг друга ведёрками по голове, кидаются песком и швыряются совочками. Для детей такого возраста агрессивное поведение естественно – они просто не умеют по-другому. Но нужно задуматься, если ребёнок продолжает проявлять агрессию в более старшем возрасте. Психологи выявили основные причины, которые влияют на то, что агрессия становится качеством характера ребёнка. В первую очередь – это особенности семейного уклада. Если в семье все проблемы решаются с помощью физического или морального насилия, то ждать иного поведения не приходится, ведь эмоциональное напряжение, накопившееся в ребёнке, может быть выплеснуто только таким образом. В целом, с точки зрения психологов предпосылки склонности к насилию можно наблюдать уже в раннем возрасте. Не будем говорить о ситуациях, когда, например, мальчишки устраивают драку на равных, отстаивая каждый свой авторитет. Встречаются дети, которые проявляют агрессию ради агрессии – им нравится вредить другим, они получают от этого удовольствие. Очень серьёзны ситуации, когда группа детей издевается над более слабым или чем-то отличающимся ребёнком, или когда ребёнок вместо того, чтобы помочь упавшему, смеётся над ним, снимая всё это на камеру мобильного телефона. Здесь речь уже идёт о склонности к жестокости, к подлым поступкам.

  2. 45503283cute-032-kids-032-cute-032-play-1280x1024-jpg.jpgСтремление обратить на себя внимание.

    Психологи называют такое поведение демонстративным – ребёнок привлекает к себе внимание любыми путями, иногда нарушая все нормы поведения. Таких детей отличает активность в общении, стремление заслужить похвалу. Демонстративный ребёнок интересуется только собой, общение он использует как средство привлечения к себе внимания, постоянно направляя разговор на собственную персону. Характерно «соревновательное» поведение и обесценивание других: «Я первый…», «Твоя поделка хуже, чем моя…», «Моё платье красивее..». Если такое поведение становится очевидным для окружающих, и ребёнку делают замечание, то он начинает устраивать скандалы и истерики, становится агрессивным.

  3. Обида.

    У ребёнка существует множество причин для того, чтобы обидеться: мама не обратила внимание, папа отругал, соседский малыш отобрал игрушку. Такие отрицательные эмоции быстро забываются – ребёнок еще не умеет переживать свою обиду снова и снова. Когда ребёнок становится старше, он начинает стремиться к уважению и признанию, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников – здесь уже обида проявляется ярче. Причем очень важно замечать, что послужило поводом для обиды. Разберём конкретную ситуацию. Одна девочка обиделась на другую, потому что та грубо толкнула её, а потом еще и посмеялась. Здесь обида оправдана. Еще пример: два мальчика вместе играют и смеются, третий мальчик, обиженный и злой, находится немного в стороне. Он думает, что смеются над ним и начинает «раздувать» свою обиду всё больше и больше, тогда как играющие мальчишки и не думали подшучивать, они, наоборот, недоумевают, почему тот недовольный мальчик не хочет с ними играть. Как говориться, «картинки не совпали», налицо неадекватная обида, которая потом приведёт не только к межличностным, но и к внутриличностным проблемам.

  4. Застенчивость.

    По наблюдениям психологов застенчивость явно проявляется в возрасте от трёх до семи лет, постепенно уменьшаясь по мере взросления. Но у некоторых детей она остаётся практически на всю жизнь, становясь чертой характера и доставляя серьёзные проблемы во взрослом возрасте. Родителям важно вовремя скорректировать поведение ребёнка, помочь преодолеть чувство неуверенности, скованности, тревоги. Таким детям трудно выходить к доске, знакомиться с новыми людьми, высказывать своё мнение, а необходимость выступления на сцене наводит на них ужас. Необходимо всячески поддерживать застенчивого ребёнка, поощряя любые активные действия в общении с другими людьми.

От внимательных родителей не укроется ни одна особенность поведения их ребёнка. Вовремя принятые меры помогут произвести коррекцию поведения и исключить возможных проблем взаимодействия с другими людьми.



Комментарии

Добавить комментарий