Регистрация

Основа воспитания ребенка – Свобода

Основа воспитания ребенка – Свобода

Каждый взрослый, осмысленный человек, считает своим долгом возмутиться и критически высказаться в адрес подобных методов. На самом же деле свобода для ребенка – это нечто иное, чем свобода для взрослого. Подобный подход не означает, что вы полностью предоставите малыша самому себе и перестанете обращать на него внимания. Заботливые мамы и папы никогда не согласятся дать ребенку свободу, и это правильно, ведь свобода ребенку – это совершенно иная свобода, которая позволяет воспитывать самодостаточных и гармоничных людей, не заставляя их чувствовать себя брошенными и никому ненужными.

Приняв решение довериться своему малышу, любящие родители тут же задаются огромным множеством разнообразных вопросов, основные из них касаются безопасности ребенка и ограничения его активности.

165.jpgНаверное, большинству родителей знакома такая ситуация. Пока малыш не умеет ходить или ползать, вы за него спокойны, ведь он лежит в своей кроватке и не может дотянуться до опасных предметов. Однако проходит совсем немного времени и вы сталкиваетесь с такой проблемой – научившись перемещаться в пространстве, ребенок тут же пытается изучить окружающие его предметы, а мамы и папы, бабушки и дедушки, все родственники, считают своим долгом оградить его от опасности, предотвратить различные ситуации. Страшно даже представить себе, что будет, если он стянет со стола горячую кружку чая, или заинтересуется розеткой. Тут – то и появляются первые «нельзя», а немного помучавшись, взрослые принимают решение ограничить свободу малыша, приобретают дорогущий манеж, сажают туда ребенка и продолжают заниматься своими делами. Или же к нему приставляют заботливую бабушку или няню, которая практически круглосуточно следит за каждым его движением и не устает одергивать.

Помните, что именно свобода – это основа человеческого развития и чем больше запретов будет у вашего малыша. Тем медленнее он будет развиваться. Интересно, что ни для наших детей, ни для нас самих, ни для предыдущих поколений, родительский окрик не являлся ограничением. Вспомните свое детство, что вы делали, если вам запрещали что-то? Скорее всего, на время отказывались от своей идеи, но оставшись в одиночестве, старались ее реализовать. Именно поэтому Мария Монтессори утверждала, что запреты и ограничения необходимо заменить ответственностью и здравым смыслом.

Сделав свободу ребенка базовым понятием своей методики, большую часть своих усилий она направляла не на решение проблем развития интеллигентности и характера, а на допущение и сохранение свободы каждого малыша. Это стало так важно из-за сделанного ей открытия. Вполне естественно, что мы очень разные, но никто не придает этому факту особого значения. Каждый из нас – это отдельный организм, именно поэтому у каждого ребенка свой собственный ритм развития.

vospitanie-doshkolnikov.jpegКаждый ребенок имеет свой собственный потенциал. С самого рождения в нем заложена своеобразная программа познания и изучения мира, если ему не мешать, то он вполне может реализовать на практике то, что должен, но если мы будем ограничивать его и ограждать от окружающего мира, мы лишим его тех возможностей, которые подарила ему природа.

Как же должны вести себя родители? Все очень просто – будьте рядом, наблюдайте, помогайте. Не ставьте перед ребенком запретов и ограничений, позвольте расти и развиваться в собственном темпе – так, как этого требует его природа.

Наглядный пример из жизни педагога монтессори группы – это ситуация, когда в группе появляется гиперактивный ребенок, который всем мешает, носится по классу, сбивая чужие пирамидки. Поведение обычного преподавателя было бы очень простым – ребенка бы поругали и усадили бы на свое место. Но в школе Монтессори педагог поступит по-другому. Он подойдет и скажет нечто вроде « Ты такая молодец, тебе так весело, не хочешь ли поиграть?» И предложит ей на выбор дидактический материал. Не удивительно, что ребенок увлечется одной из игр, ведь она самостоятельно выберет занятие себе по душе. Таким образом, педагог лишь направляет энергию подопечных в то русло, которое больше всего подходит малышу.

Кстати сказать, были и такие случаи, когда в классах Монтессори педагоги проводили занятие с родителями. За каждый запрет, высказанный в адрес ребенка, на руку мамочки повязывали ленточку. Оказалось, что даже в таком варианте быть в плену запретов очень неприятно и бывали случаи, когда мамы доходили до слез.

Кроме того, помните, что мысль о том, что в подобных школах дети предоставлены сами себе, неправильна. Они находятся под надзором, просто учителя не портят ситуацию и не вмешиваются в естественный процесс развития.



Комментарии

Добавить комментарий