Регистрация

Проблема воровства

Проблема воровства

Воровство в дошкольном возрасте – довольно распространённая проблема. Родители начинаю замечать, что их благополучный ребёнок начинает приносить домой чужие вещи. Поначалу мама и папа думают, что вещь попала к ребёнку по недоразумению – перепутали игрушки, случайно прихватили чужие вещи и тому подобные случайности. Потом убеждаются, что никакой путаницы нет – собственные вещи все на месте, а «случайности» повторяются всё чаще и чаще. И это на фоне полного материального благополучия: у малыша есть все вообразимые и невообразимые игрушки, красивая модная одежда, разнообразные сладости. Родителей всё больше и больше беспокоит эта ситуация – кому хочется, чтобы ребёнок рос вором?

Что же делать?

Ни в коем случае не оставляйте факт присвоения чужой вещи без внимания. Вот только постарайтесь быть более сдержанными в эмоциях: не обзывайте ребёнка «вором», «бандитом», «преступником», не обещайте, что он «пойдёт по кривой дорожке», не пугайте тюрьмой или полицией.

Необходимо разобраться в причинах этого поступка. С какой целью ребёнок ворует, чем он мотивирует свои действия? Выскажем несколько предположений.

21725258.jpgПривлечение внимания. К сожалению, в современном мире широко распространена такая позиция родителей: «Накормлен, одет, игрушек море – что ему еще надо?» Взрослые задаривают малыша игрушками и одеждой, соревнуясь в их красочности и дороговизне, а сами устраивают личную жизнь, убегают на работу, к друзьям. Ребёнок чувствует себя покинутым, брошенным, будучи окруженным лишь «холодными» вещами – его как будто нет, его успехи никто не замечает. Но вот малыш совершает какой-либо проступок – вначале неосознанно, случайно, и получает реакцию родителей – его ругают, кричат, ставят в угол. Ребёнок радуется: «Меня заметили! Пусть ругаются, но ведь заметили!». Еще один проступок – еще одно наказание, а если потом следует еще и приятное примирение с родителями, то такая «нездоровая» форма взаимодействия с родителями у малыша закрепляется. Воровство, по мнению ребёнка, является очень эффектным способом привлечения внимания родителей.

А может быть и обратная ситуация – ребёнок находится под гнётом родительского контроля, когда нарушаются его личные границы, когда ребёнку не позволяют проявлять самостоятельность. Даже у трёхлетки должно быть личное пространство – если не комната, то хотя бы уголок в комнате, разные коробочки, шнурочки, шарики и прочие милые детскому сердцу вещички, которыми он будет распоряжаться сам. Если это не соблюдается, то ребёнок может начать воровать для того, чтобы у него было что-то своё, скрытое от посторонних глаз.

Еще один мотив – познавательный. Возможно, ребёнку не разрешают так взаимодействовать с дорогой игрушкой, как ему хотелось бы. Что интересного в том, чтобы просто поставить куклу на полку - хочется и косы ей заплести, и кашей накормить, и разобраться, как у неё ноги двигаются. Вот и берёт ребёнок чужую игрушку, думая, что за неё родители ругать не будут. Здесь родителям нужно постараться удовлетворить познавательную активность ребёнка и направить его внимание на развивающие игры, более простые игрушки.
Воровство может быть последствием конфликтов между детьми. Возможно, ребёнок хочет отомстить обидчику, присвоив его любимую игрушку. А может, у малыша и не было желания именно «присвоить» игрушку, он просто хотел на время лишить любимой вещи обидчика. В таком случае родителям необходимо предложить ребёнку другие варианты выхода из конфликтной ситуации.

detskoe_vorovstvo.jpgСамоутверждение путём воровства тоже имеет место быть. Такая мотивация свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка – ему не хватает внимания, признания, чувства значимости. Таким образом ребёнок пытается завоевать расположение среди сверстников, «покупает» хорошее к себе отношение, ему кажется, что это единственно возможный способ. Психологи отмечают, что для таких детей материальный достаток и значимость в семье и среди сверстников – обязательные условия счастливой жизни.

Возможно, ребёнок еще просто не овладел понятием «своё-чужое». Такое может быть в возрасте от двух до четырёх лет. Придётся не раз рассказывать ребёнку о праве собственности, поясняя всё на примерах, описывая чувства того человека, который лишился своей вещи.

Развитие воли у ребёнка может быть недостаточным, чтобы не взять понравившуюся игрушку. Малыш может не совладать со своими желаниями, а потом даже не осознать факт воровства. Такое случается, когда родители игнорируют устойчивые постоянные потребности ребёнка, что вызывает у него тревожность и внутреннее напряжение.

Причин для детского воровства может быть множество, но важно объяснить ребёнку моральные аспекты такого поступка, растолковать, что воровство – это плохо, а в будущем уголовно наказуемо.



Комментарии

Добавить комментарий