Регистрация

Воспитываем умение проигрывать

Воспитываем умение проигрывать

Всем приятно выигрывать, быть первым. Выигрыш – одна из самых простых форм самоутверждения, особенно для ребёнка, который еще не умеет демонстрировать свои достоинства и моделировать для себя ситуацию успеха. В итоге, ощутив один раз вкус победы и уверившись, что так и должно быть, ребёнок с негодованием встречает своё поражение. Ребёнок 6-10 лет чувствует себя центром вселенной, поэтому ему совершенно искренне кажется, что ситуация поражения несправедлива по отношению к нему. Особенно это касается единственных детей в семье, а если детей больше, то таким образом ребёнок переключает внимание родителей на себя. Малыш активно протестует: обвиняет других в нечестности, разбрасывает предметы для игры, кидается на мнимых обидчиков с кулаками, ищет причины своего проигрыша в неудачном инвентаре или плохой погоде. Дети постарше могут совсем отказаться от игры или соревнований.

Конечно, ребёнок растёт, и такое поведение повторяется всё реже и реже. Подросток уже не будет устраивать истерику по поводу проигрыша. Однако если ребёнок так и не научился проигрывать, его негодование останется, но будет проходить совсем в иной форме. Подростки, которые не умеют соизмерять свои реальные возможности со своими желаниями, становятся злы на весь мир, впадают в депрессию, постоянно ищут виноватых. Таким образом лучше повлиять на поведение еще совсем маленького игрока, чем получить еще большие проблемы с подросшим эгоистом.

1276100814_rrrr-rrrrrr.jpg

Для начала порассуждайте с ребёнком, для чего нужна та или иная игра. Постепенно вы придёте к выводу, что люди получают удовольствие от игры, радость от совместного времяпрепровождения. Если участники игры ссорятся, то смысл теряется – для чего тогда играть? Объясните также, что если победитель всегда известен заранее, то играть становится неинтересно: «Зачем мне с тобой играть, если я знаю, что ты победишь?».

Уступайте только один раз – дайте ребёнку шанс исправить ситуацию. Но если скандалы продолжаются, не играйте вместе длительное время. Утолите в ребёнке жажду лидерства – именно такие дети чаще всего не любят проигрывать – найдите ему дело, в котором он сможет показать себя. Сначала играйте в простые игры, например, в те, где нужно бросать кубик и передвигать фишку, потом переходите к более сложным. Также советуем чередовать простые и сложные игры – пусть ребёнок имеет возможность отыграться. Следите, чтобы у вас были равные шансы на победу. Пофантазируйте с ребёнком о том, как будет проходить игра, и чем она закончится. Что вы оба будете делать в случае проигрыша? Что вы будете чувствовать во время игры? Научите его радоваться победам других – аплодируйте победителям, отмечайте достоинства лучших игроков, не забывая и об удачных действиях проигравших. Акцентируйте внимание ребёнка на его достижениях в той или иной игре, постепенно подводя к тому, что любая игра – это ещё и борьба с самим собой. Старайтесь с пониманием относиться к чувствам юного игрока – ему обидно и неприятно, да еще и совладать с эмоциями никак не получается. Покажите ребёнку пример проигрыша, когда сами окажетесь не на первом месте: будьте огорчены, но подбадривайте себя тем, что в следующий раз непременно получится. Придумайте свои традиции для игры. Например, проигравший получает обязательное рукопожатие от победителя или начинает первым следующую игру. Заканчивая игру, не выделяйте победителя и побеждённых, а просто поблагодарите всех за приятное общение. Никогда не жалейте проигравшего ребёнка, не утешайте его. Ни в коем случае не изменяйте правила игры таким образом, чтобы малыш всё время выигрывал – жизнь не предоставит ему таких идеальных условий. Научите ребёнка словам, которые помогут ему выразить свои чувства и отстоять при необходимости своё мнение – то есть покажите другие модели поведения, которыми можно заменить истерику. «Отзеркальте» истеричное поведение ребёнка во время проигрыша – кидайтесь фишками и карточками, рвите карты, обвиняйте его в своём проигрыше – пусть посмотрит на себя со стороны. Обязательно обсудите, что он чувствовал, когда видел вас в таком «неприглядном» свете. Дайте понять малышу, что он для вас хорош в любой роли: и победителя, и побеждённого, что вы его любите несмотря ни на что. Всегда держите себя в руках во время неудач своего ребёнка, ваши нервозность и огорчение от поражения не останутся незамеченными и усугубят проблему - ребёнок обязательно вас скопирует. Анализируйте вместе с ребёнком прошедшую игру. Выясняйте, что привело к неудаче, в каком месте была сделана ошибка, настраивайте его на то, что в следующий раз он избежит неудачи, если приложит усилия. Поговорите о том, кто такие победители, обращая внимание на то, что все победители когда-то проигрывали, просто сумели сделать выводы из своих проигрышей.




Комментарии

Добавить комментарий